Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива.

Так же их в некоторой литературе называют «клапан подачи дополнительного воздуха (на прогреве)», либо клапан холостого хода. Название «датчик холостого хода» в корне не верно, так как датчик предоставляет информацию, а клапан — это исполнительный механизм.

Итак, с какими из них мне пришлось столкнуться.

Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива., изображение №1

Этот РХХ устанавливался на автомобили гольф, джетта, пассат, ауди 80, ауди 100 с мотором 1.8. Если посмотреть в любой из фланцев, то мы увидим пластину, частично перекрывающую проходное сечение фланца. Пластина связана с биметаллическим элементом, который при нагреве перемещает пластину таким образом, что бы при повышении температуры проходное сечение уменьшалось. Клапан греется от двигателя, к которому прикручен, но так же имеет обмотку электрического подогрева, которая подключается параллельно проводу бензонасоса (что бы он не грелся при просто включенном зажигании и не заведённой машине). Так как этот клапан регулировке не подлежит, то обороты ХХ выставляются при помощи болта, перекрывающего обходной канал дополнительного воздуха на дроссельной заслонке. При отсутствии нагрузки от потребителей мощности двигателя (от ГУР, обогрева заднего стекла, отопителя салона и т.д.) даёт исключительную стабильность оборотов, но при просадке он их регулировать не умеет. Потому в ауди-80 предусматривалось дополнительное реле + дополнительный клапан с малым сечением, который открывался, если обороты понижались ниже 650.

Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива., изображение №2

Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива., изображение №3

В ауди 100 (дорестайл) на 5-и цилиндровые моторы ставился принципиально иной РХХ. Он управлялся при помощи ШИМ (широтно — импульсной модуляции) на частоте около 50 Гц отдельным блоком, похожим на 2 или 3 реле в одном корпусе. Блок установлен под рулём, на колодке с дополнительными реле. На него приходят сигналы с датчика температуры, сигнал с концевика дроссельной заслонки, сигнал оборотов с катушки зажигания и т.д. Поскольку внутри блока собран стабилизатор напряжения, то РХХ при питании напрямую от 14 Вольт бортсети достаточно плохо управляется при помощи ЭБУ — изменение сигнала ШИМ буквально на 1 шаг даёт резкое увеличение / уменьшение оборотов. Внутри РХХ находится обмотка, которая подтягивает поршень, перекрывающий проходное сечение клапана. Клапаны поршневого типа, которые мне попадались всегда были достаточно «резкими» в отношении регулировки, потому стараюсь вместо них поставить более современные «шторочные» РХХ.

В двигателях RT, KR, PL и ещё каких-то устанавливаются аналогичные по виду РХХ, но они не поршневого, а шторочного типа, и содержат внутри две обмотки (открывающую и закрывающую), и три контакта в разъёме.

Самые предсказуемые по поведению и лёгкие в управлении это РХХ от рестайловой ауди 100 С3 / ауди 100 С4. В случае, если он не забит грязью и на поверхности шторки нет задиров — он превосходно регулирует обороты ХХ.

Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива., изображение №4

Визуально от предыдущего он отличается алюминиевым корпусом большего диаметра и более узким разъёмом. На фото внутри фланца видна шторка, которая при отсутствии сигнала на разъёме формирует «аварийную щель», просачивающийся через которую воздух позволяет двигателю работать на оборотах ХХ около 1200 (при прогретом двигателе, отсутствии подсосов воздуха и т.д.)

Иногда встречается такого же вида РХХ в пластмассовом корпусе. Он поршневого типа и тоже капризный. Советую всем его заменить на шторочный.

Регуляторы холостого хода в системах механического впрыска топлива., изображение №5

Шторочный РХХ в алюминиевом корпусе можно найти в автомобилях опель, в частности на двигателях C20NE (Вектра А/Омега А 2 литра), единственное его отличие — боковой фланец чуть большего диаметра, в работе он полностью идентичен оригинальному от ауди.